Мы используем cookie. Во время посещения сайта МБУ "ЦБС городского округа Сызрань" вы соглашаетесь с тем,
что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее

Централизованная библиотечная система
городского округа Сызрань
Начало
Электронный каталог
RSS канал
Вконтакте

 Уважаемые читатели!
 Предлагаем Вам оценить условия оказания услуг нашим учреждением. Для этого отсканируйте QR-код или перейдите по ссылке

КНИГА НЕДЕЛИ

ПРОЧИТАНО
 




<<   Март 2024   >>

ПНВТСРЧТПТСБВС
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Как вы оцениваете уровень обслуживания в библиотеке?

Отлично
Хорошо
Удовлетворительно



Всего голосов: 9
Результат опроса


Начало раздела > Краеведение > Литературная жизнь города

Воспоминания Н. И. Подлесовой
Подлесова Н.И.Ступени//Литературная Сызрань.- 2001.- № 1.-с.1
1961 год. Я иду по улице К.Маркса в редакцию газеты «Красный Октябрь». Вот и дом № 93. Но сразу войти в него не хватает смелости. «Багаж» у меня мизерный. Стихи о спутнике и воспоминания о маме, как она провожала меня на фронт.
            И все-таки, немного побродив около здания редакции, захожу в кабинет литературного консультанта. Звали его Романом, а фамилии не помню. Мои дрянные стихи ему не понравились, а о прозе он высказался положительно и предложил посещать литературное объединение.
            Председателем литобъединения тогда был В.П.Павлов, и в его лице я впервые увидела человека, у которого уже вышла книжка. Стало понятно, в какую серьезную среду попала.
           Литобъединение при редакции явилось первой ступенью моего вхождения в литературу. Мне повезло. Не прошло и года, как был напечатан мой рассказ «Семья» Эта публикация доставила мне большую радость.
         Я написала второй рассказ – о молодом педиатре, который боролся за жизнь умирающего ребенка. Никто не верит в выздоровление. Отец пытается забрать его домой. Однако врач, оставляя своего ребенка у воспитательницы яслей, проводит ночи возле больного. Организм мальчика обезвожен, но каждый глоток вызывает рвоту. И врач начинает поить ребенка пипетки. Эти капли спасли юную жизнь.
          Рассказ не был напечатан. Мне, очевидно, не поверили, хотя это был случай из моей практики. Я на всю жизнь запомнила Женю – того мальчугана.
               В литобъединении всегда было многолюдно. Помню, как М.И. Седов по поводу тематики стихов говорил:
                      -
Если борщ для любимого варишь,
                       То поэмой становится борщ.
           
На высоком уровне писали стихи А. Ульянов и А. Давыдов. У обоих вскоре вышли сборники.
           Мы обсуждали написанное. Спорили. С удовольствием слушали арии из опер в исполнении Л.И.Виноградова.
         Добротная проза выходила из-под пера В.Сидорова. Про большинство же из нас Л.И. Миронова, зав.отделом культуры редакции, говорила, что, если смешать все наши стихи в одну кучу, мы потом и сами не разберем, где чьи.
         Однажды ко мне в рентгенкабинет пришла молодая женщина. Как сейчас вижу ее. В голубом пальто. В голубой шляпе с полями. По плечам – густые темные волосы. Это была Галя Цыплёнкова. Из газет узнала, что я пишу и пришла со своими творениями. Это были стихи для взрослых.
         Позже, когда я и Галина писали стихи для детей, нас постоянно приглашали в детсады, школы, библиотеки, техникумы. Мы были безотказны.
         Однажды я и Н.М.Овчинников, он тогда уже был председателем литобъединения, сидели в кабинете Л.И.Мироновой. Мы говорили о «Литературной странице».
         -Я хочу отвезти детские стихи в Куйбышев, - сказал он.
         - Обеих? – спросила, кивнув на меня, Л.И.Миронова.
         - Нет, только Цыплёнковой, - ответил Н.М.Овчинников.
         Выйдя из редакции, я крепко задумалась. Мне уже скоро 40 лет, и взялась я, видимо, не за свое дело. Надо остановиться. Но, как сказал один из писателей: «Буду есть мякину, а литературу не кину», так и я продолжала писать.
         Как-то в разговоре со мной Галя сказала: «Вы ведь тоже можете послать свои стихи».
         Надо сказать, я всегда была (и остаюсь) человеком, сомневающимся в достоинстве написанного мной. А в то время – тем более. И все-таки стихи были отосланы в Куйбышев. Вот ответ В.Бондаренко, председателя детской секции областной писательской организации:
         «Дорогой товарищ (не знаю вашего имени, отчества). Вы прислали замечательные стихи. Они не должны залеживаться. Будем обсуждать их. Приезжайте».
         Стихи получили высокую оценку. Меня стали приглашать на заседания детской секции. Можно сказать, что это была моя вторая ступень в литературе.
         Через несколько лет редакция газеты «Красный Октябрь» переехала в новое здание на пл.Ленина. Я работала по соседству. И теперь, кроме Гали, моими постоянными посетителями стали Е.Бухаров и В.Рыбалко, который тоже писал для детей. Владимир читал написанное, делился своими замыслами.
         - Ты знаешь, - сказал он однажды, - я хочу написать рассказ. Назову его «На золотом крыльце сидели»…
         Никто из писателей Куйбышева не подчеркивал, что мы – начинающие. Встречали нас доброжелательно. Мы входили, и ответственный секретарь областной писательской организации М.Я.Толкач неизменно говорил: «Вот и Сызрань приехала».
         Мои стихи стали печататься в «Волжской Заре», где был специальный вечерний выпуск для малышей «Зорька». Вел этот раздел В.И.Беспалов. Он все время требовал от меня новых стихов. Иногда писал так: «Присылайте четыре стиха про весну,4 или 5 про зиму и т.д.».
         Такое внимание помогло в творчестве. Поскольку стихи и сказки хвалили, я осмелела. Послала кое-что в  Москву. Это было в 1970 году, который для меня оказался очень удачным. Сказки дважды напечатали в журнале «Работница», а стихи – в «Мурзилке» и в «Веселых картинках». Не менее успешным был и 1971 год. Дважды были опубликованы мои сказки в журнале «Дошкольное воспитание», где они появились и несколько позже. О таком событии я не могла умолчать. И однажды нынешний ответственный секретарь областной писательской организации Е.В.Лазарев сказал:
         - Ну, если уж незнакомого автора в Москве печатают, то… - Больше он ничего не добавил, но это ТО означало много.
         В Куйбышеве поняли, что книжку издавать стоит. Со времени моего появления в сызранском литобъединении в 1961 году прошло 11 лет, когда я смогла подержать в руках свой первый сборник. Это была красочно оформленная книжка «Дед Мороз и сосулька». Хотя М.Я.Толкачу Дед на обложке не понравился. Сказал, что у него нос синий. Но это не помешало ему прислать мне поздравительную телеграмму и пожелать сто Дедов Морозов на одной сосульке М.Я.Толкач всегда говорил, что мне надо спешить. Я понимала: речь идет о моем возрасте, но над словом работала трудно.
         И все же в 1975 году выходит вторая книжка – «Жил на свете добрый Да». Это были стихи. После выхода сборника меня пригласили в областное издательство, где редакторы В.Столяров и А.Ламберов сказали, что мне предлагается написать книжку о Волжской кругосветке.
         Это после сказок-то? Не смогу. Не сумею. Велят подумать. Соглашаюсь, но пусть не надеются… И все-таки 29 июля 1975 г. пришло письмо от М.Я.Толкача:
         «Вашу идею дать «кругосветку» глазами подростков и Сорокин, и Ламберов, кажется, одобрили. Не прочь они, если на автомобиле «Жигули» попадете в нужные точки. Высылаю карту «кругосветки». Привет от Эйдлина. Передайте Цыпленковой: ждем ее новый сборник! М.Толкач.».
         С командировочным удостоверением начинаю свое путешествие. Вот я в вагончике на берегу Волги. Взрывники-водолазы рассказывают, как работали на дне Волги, прокладывая нефтепровод «Дружба». Затем – Волжская ГЭС. Бахилова поляна. Знакомство с директором заповедника. Автоваз. Завод синтетического каучука. Пионерский лагерь. Малая Рязань с пещерой Степана Разина. Школа в Междуреченске.
         И всюду – встречи. Получилась объемная рукопись, которую было предложено сократить. Сделала. В  издательстве «урезали» еще. Текста почти не осталось. Все было занято бледными рисунками. Хотя после выхода третьей книжки можно было считать, что преодолена третья ступень, книжка «У нас в Жигулях» стоила многих переживаний.
         В 1976 году на заседании детской секции обсуждалась моя рукопись, которую я назвала «У меня есть бабушка». С.Эйдлин сказал, что эту «повестушку» надо печатать обязательно. Он был прав по определению: объем рукописи небольшой. Но М.Толкач на полном серьезе возразил: не повестушка, а  повесть. Через год она была издана. В 1979 году вышла из печати повесть «Цветы для профессора Петрова». В 1980-ом – «Хорошие каникулы»…
         Когда-то я думала, что прозу писать легче. Но это не так. Обычно долго искала первое предложение. Очевидно, это в чем-то схоже с музыкой. В литературном произведении тоже ведь должна быть определенная тональность. И, в зависимости от содержания, у каждой главки – своя.
         Все годы я упорно училась. Много читала о работе писателей на словом. Помнила, что сказал Юрий Олеша: «Два слова могут быть неслыханно сильными, а четыре слова – уже вчетверо слабее».
         Особенно дороги мне две последующие повести: «Доброе утро» и «О чем говорила сосна». На первую у меня хранится много писем от детей. Значит, писала не зря.
         А какую радость доставило письмо из г.Майкопа от незнакомого мне Николая Дмитриевича Зозули! С 1982 года храню его. Инвалид из дома-интерната перечислял имена рядом живущих детей, которым читал мою книжку «Хорошие каникулы». Отослала ему книжки сказок и стихов.
         В 1984 г. я получила письмо из комитета по телевидению и радиовещанию г.Куйбышева. Главный редактор В.Г.Яковлев предложил экранизировать  сказку «Большой гребешок». Под названием «Петушишка», в постановке режиссера А.В.Полушкина мультфильм несколько раз был показан по первой и второй программам. В 1989 году у меня вышла книжка стихов «Чудак с лукошком».
         Хочется сказать о людях, которые хорошо отзывались о моем творчестве. Вот несколько строчек из письма Вениамина Бондаренко: «как вы выросли за эти годы! Фраза ясная, краткая, до предела насыщена мыслью. Мне так радостно, что теперь вы создаете одно лучше другого – неожиданно-светлое и непривычно-новое».
         А Самуил Эйдлин очень своеобразно подписал мне свою книжку:
         «Ивановне Надежде –
           Моей Надежде
           С удовольствием С.Эйдлин.».
         И еще – из новогодней открытки: «Дорогая Надежда Ивановна! Только вчера выписался из больницы и спешу поздравить вас с Новым годом! Меня очень радуют ваши успехи. Хорошо, когда независимо от автора его стихи попадают в центральную печать. Я всегда считал вас одной из лучших детских писательниц нашего города.        С.Эйдлин.».
         Возможно, кто-то скажет, что я занимаюсь самовосхвалением. Нет. С.Эйдлин вскоре умер. И на открытке я написала, что это его предсмертное послание ко мне. И сколько раз ни перечитываю ее, меня всегда охватывает грусть.
         Публикации стихов и сказок в журналах Москвы принесли много приятных неожиданностей. Киевское издательство «Веселка» взяло мое стихотворение «На веселой ярмарке» из журнала «Веселые картинки» и выпустило 500-тысячным тиражом книжку-раскладушку. Узнала я о ней случайно. Г.Цыпленкова увидела ее в продаже и позвонила мне. Позже книжка переиздавалась.
         Из Тольятти А.Степанов прислал журнал «Миша» на немецком языке, где была моя сказка «Избушка» (1959 г. № 4).
         В 1981 г. от издательства «Детская литература получила письмо и с чудесной обложкой сборник «Сказки без подсказки», где также была моя сказка.
         Но, кажется, самым радостным было сообщение из Всесоюзного агентства по авторским правам. В ЧССР вышла «Антология советской детской литературы». Где было и мое произведение. К сожалению, не сообщили, что было напечатано.
         Только через годы я узнала еще об одной публикации. Позвонили мне из библиотеки (детской) № 16. В одной из книжек они увидели мои сказки. В Ярославле, в издательстве «Академия развития», под названием «Детям о времени» вышло пособие для родителей и педагогов, куда вошли три мои сказки: «Трусливый Огуречик», «Морковка» и «Календарь».
         В 1994 г. из Самары позвонил писатель Е.Е.Астахов и попросил прислать новую рукопись. Я отправила, но перестройка не позволила ему издать мою книжку. И все же рукопись нашла сове применение. Оказывается, в Самаре был конкурс на лучшее произведение для детей, Объявленный Культурно-благотворительным предприятием «Самарское Слово» и редакцией газеты «Волжская коммуна». И вот я получаю сообщение: «Вам присуждена премия в сто тысяч рублей за великолепные сказки в прозе и в стихах, за Ваши «Сказки-капельки». Евг.Астахов. Евг.Жоголев. Сентябрь 1994 года»
         За эти годы в литобъединение Сызрани пришли новые люди. Помню первую встречу с Олегом Портнягиным. Послушав его стихи, сразу поняла, что это всерьез и надолго. Так оно и вышло. У него появились сборники стихов. На высоком уровне писал и Вячеслав Харитонов в Самарском издательстве вышла его книга. И когда в Сызрань приехал член Союза писателей Виктор Трошин, подумалось, что некоторые тоже могут постучаться в эту «дверь». Постучались.
         В числе других меня приняли в Союз писателей. Мне 75 лет. И я с трудом преодолеваю ступени  на трибуну, чтобы сказать несколько слов.
         Когда меня называют писателем, мне всегда вспоминаются увесистые тома Л.Толстого. И еще – строчки из стихотворения М.Дудина о Лермонтове:
        
Роняет в пропасть лист крушина,
         Поток – как бритва на ремне,
         И Лермонтовская вершина
         С Эльбрусом белым наравне.
          А возможно, прав Василий Субботин, который в книге «Жизнь поэта» сказал: «Поэзия – это доброта, она излучает свет, а свет – большой это или маленький – всегда тепло».
Страницы: 1, 2  След.


Распечатать Переслать

Вернуться назад









  
   
 
  
 
  
 



 
      


   
 
 
 

    
 

446001, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 92
тел. (846-4)98-70-54, факс (846-4)33-43-39
lib.syzran@yandex.ru
Размер шрифта:      Цветовая схема:      Изображения: